1-2. Прибежище традиции Бон и простирания

refuge_tree

Три священных принципа

Любая медитативная практика, как и любая добродетель, должна сопровождаться т.н. «Тремя священными принципами»

  1. Правильное намерение: перед медитативной сессией необходимо зародить в своём сознании намерение обрести Абсолютное Просветление ради освобождения всех живых существ от страданий Сансары. Т.е. мы выполняем медитативную практику (или какое-либо добродетельное деяние) в первую очередь для того, чтобы помочь другим избавиться от страданий – это главное, что отличает Учение о Просветлении от различных религиозных направлений.
  2. Естественное состояние: в идеале, всю медитативную сессию мы должны находиться в естественном неизменяемом состоянии самоосознавания своей просветлённой Природы Ума. Или, как минимум, тщательно соблюдать все этапы и принципы выполняемой визуализации в точном соответствии с наставлениями Учителя.
  3. Посвящение заслуг: закончив медитацию, все накопленные добродетели мы посвящаем живым существам – в качестве нашей им помощи в освобождении от страданий. Посвящая, таким образом, заслуги от практики мы не утрачиваем свои добродетели, а наоборот преумножаем их в бесчисленное количество раз (подобно тому, как бесчисленно количество самих живых существ). Только так мы можем сохранить свои добродетели. В ином случае, не передавая свои заслуги живым существам, все наши добродетели от практики могут быть легко утрачены просто вследствие случайного проявления гнева по отношению к кому-либо.

Девять очистительных дыханий

Рекомендуются к выполнению перед каждой медитативной сессией. Сначала необходимо принять т.н. «пятичленную позу»

  1. Ноги скрещены. Т.к. у мужчин правую сторону тела занимают каналы омрачённости, а левую каналы Изначальной Мудрости, то для того чтобы прижать каналы омрачённости мужчинам необходимо левую ступню придавить к земле правым бедром, а правую ступню расположить под левой голенью. У женщин каналы располагаются противоположным образом: с правой стороны – каналы изначальной мудрости, а с левой – каналы омрачённости. Поэтому при скрещивании ног они меняют позицию на противоположную. Таким образом, мы закрываем каналы омрачённости и раскрываем каналы Изначальной Мудрости.
  2. Руки в мудре равновесия. Большой палец (и левой и правой руки) упирается в основание безымянного и немного надавливает на него. Т.к. по безымянным пальцам проходит канал «клеш» (омрачённостей), то надавливая подобным образом мы останавливаем активность данного канала, у нас возникает меньше мыслей и нам становится легче успокоить свой ум. Мужчины при этом кладут кончики пальцев левой руки поверх правой, женщины – наоборот. Мудра равновесия касается низа живота, ладони смотрят вверх.
  3. Локти расправлены, подобно крыльям Гаруды. Тонкие каналы расправляются.
  4. Позвоночник выпрямлен. Тонкие каналы выпрямляются.
  5. Голова немного наклонена вперёд. Активность речи останавливается.

Далее, визуализируем в своём теле три канала

Правый канал – снаружи белого цвета, а внутри красного цвета;
Левый канал – снаружи красного цвета, а внутри белого цвета;
Центральный канал – снаружи синего цвета, а внутри красного цвета.

Безымянным пальцем правой руки, зажав правую ноздрю, вдыхайте через левую, затем зажав левую ноздрю, из правой выдыхайте. Так трижды повторив, представляйте, что:
из Правого канала:
свои и других причины омрачения гнева, болезни ветра, негативные воздействия сил мужского рода, кармические следы и препятствия прошлых рождений, все это в виде пара-дыма, синевато-красного цвета, наружу выдыхаете.

Вновь безымянным пальцем левой руки, зажав левую ноздрю, вдыхайте через правую, затем зажав правую ноздрю, из левой выдыхайте. Так трижды повторив, представляйте, что:
из Левого канала:
свои и других причины омрачения страстной привязанности, болезни желчи, негативные воздействия сил женского рода, кармические следы и препятствия будущих рождений, все это в виде пара-дыма, красновато-желтого цвета, наружу выдыхаете.

Затем, вдохнув одновременно из правого и левого каналов, выдыхайте из центрального канала. Трижды повторив, представляйте, что:
из Центрального канала:
свои и других причины омрачения невежества, болезни слизи, негативные воздействия нагов, кармические следы и препятствия настоящего рождения, все это в виде пара-дыма, черно-красного цвета, наружу (через макушку) выдыхаете.

Выпускаемые пары-дыма пожираются нашими кармическими кредиторами.
Таким образом, справа мужской ветер, слева женский, в центральном канале нейтральный.
Первый выдох из каждого канала легкий/слабый, второй более резкий, и третий максимально резкий, так выдыхайте.

Каналы дыханий

1. Прибежище

Практика Прибежища является первой из девяти т.н. «Внутренних предварительных практик», каждую из которых необходимо выполнить по сто тысяч раз. У одних йогинов на это уходят месяцы, у других – годы. Считается, что предварительные практики можно выполнять и без специального на то посвящения, но если возможность получить подобное посвящение появляется, то рекомендуется это сделать.
Очень часто у практикующих возникает вопрос: на каком языке, тибетском или русском, необходимо начитывать Предварительные практики? Чтобы развеять все возможные сомнения, данный вопрос, а именно: «Можно ли начитывать Предварительные практики на русском языке?» был задан Его Святейшеству 33-му Менри Тридзину Ринпоче. Его ответ был буквально следующим: «Именно так и нужно делать! Мантры остаются без изменений, а вот молитвы Прибежища, Бодхичитты и другие нужно начитывать на родном языке. То же самое касается и ритуальных текстов».

Размышляем следующим образом

Находясь в Сансаре, мы испытываем огромные страдания. Наши тело, речь и ум ограничены в своих возможностях и самостоятельно освободиться от страданий Сансары мы не способны. Помочь в Освобождении нам могут только Просветлённые существа (Будды), которые уже прошли Путём Освобождения и обрели Абсолютное Просветление. В своей практике мы должны опираться на Мудрость Просветлённых и не испытывать никаких сомнений в их Силе и способностях нам помочь стать Буддами – это суть практики Прибежища.

Выполняем следующую визуализацию

Визуализируем вокруг нас ни на что не похожую, существующую саму по себе местность, украшенную разнообразными цветами и красивыми деревьями, растущими на золотой земле. Здесь произрастают райские деревья, исполняющие желания, течёт река амриты, присутствуют семь драгоценностей и восемь признаков счастья.
С почтением приглашаем в данное место всех живых существ присоединиться к нашей практике. Приглашённых из разных Миров живых существ визуализируем в образе людей, т.к. именно в этой форме существа обладают всеми необходимыми способностями для правильного (полноценного) восприятия и практики Учения о Просветлении.
Справа от нас: отец и все мужские живые существа.
Слева от нас: мать и все женские живые существа.
Прямо перед нами: сидят наши враги.
В центре этой местности, в пространстве перед нами: белое облако, излучающее свет, охватывающий всё небесное пространство. На облаке восемь львов, поддерживающих высокий и широкий драгоценный трон. На троне, на сиденье из лотоса, солнца и луны восседает наш Коренной Учитель, обладающий сущностью всех Просветлённых трёх времён. Коренной Учитель восседает в образе милосердного Шенлха Одкар (Бог Жрецов Белого Света). Он излучает белый и ясный свет, подобно горе снега в свете ста тысяч солнц.
Одно лицо, две руки, ноги сложены в позе свастики, руки в Великой мудре созерцания. Обладает девятью способностями Брахмы, телом наслаждения и тринадцатью украшениями. Лицо обращено в нашу сторону.
Справа от Коренного Учителя: собрание Божеств, гневных и мирных Идамов. Над этим собранием и немного сзади появляются Совершенные Будды Трёх Времён, в окружении 1002 Будд «Кальпы Благополучия» и Будд десяти сторон света.
Слева от Коренного Учителя: собрание Дакинь различных цветов, излучающих лучи света, танцующих и украшенных шестью костяными украшениями. Над ними и немного сзади появляются Свастикасаттвы Десяти ступеней.
Над Коренным Учителем: Второй Победоносный Будда Шераб Гьялцен, в окружении линии настоятелей монастыря Менри.
Над Буддой Шераб Гьялценом: линии преемственности Учителей Винаи (совершенной монашеской дисциплины) – монахи высшего посвящения; Учителей Тантры (Пути трансформации) — жрецы в одеждах из белого шёлка, обладающие великими сверхъестественными способностями; и Учителей Дзогчен (Великого Совершенства). Все Просветлённые Учителя подобны драгоценным бирюзовым чёткам, соединённым между собой золотой нитью.
За Коренным Учителем: 360 Бонских ступ, подобных горному снегу. Над ступами и сзади – полное собрание Бонских текстов, излучающих блеск радуги и издающих звуки «Али» и «Кали».
Перед Коренным Учителем и немного ниже: охваченные огнём и ураганным ветром Защитники Учения Бон, справа – мужские, слева – женские. Лица Защитников обращены в направлении сторон, с которых могут возникнуть препятствия для реализации наших добродетелей. Гневное выражение лиц Защитников отбрасывает все препятствия и создаёт благоприятные условия для нашей практики.
Все созерцаемые нами объекты Прибежища: Учителя, Идамы, Дакини и Защитники не обладают телом из плоти и крови, а являются зеркальной сущностью радужного света, подобного отражению Луны в воде и обладают телами трёх достоинств – Мудростью, Любовью и Силой. Улыбаются и излучают в нашу сторону рассевающие мрак яркие лучи света.

Далее: все живые существа, подобно сгибаемым ветром колосьям – с почтением кланяются объектам Прибежища, с мыслями, исполненными верой и уважением, мелодично читают строки Прибежища.
Страдания и Радости этой и последующих жизней вверяем приглашённым объектам Прибежища.

Каждое живое существо с усердием и глубоким почтением принимает Прибежище, произнося следующие строки молитвы Прибежища

Славный Учитель Шенраб – источник Трёх Тел,
Будды трёх времён – Защитники всех существ,
Статуи, тексты, ступы – опоры тела, речи, ума,
Жрецы десяти направлений – Светочи на Пути,
Простираемся перед вами и Прибежище принимаем.

Начитав данную молитву на чётках необходимое нам количество раз, останавливаемся и продолжаем визуализацию следующим образом

Из сердец объектов Прибежища излучается свет, и, Силой Благословения Просветлённых, все живые существа обретают не имеющее омрачений чудесное «Тело Света».
Затем, подобно стае птиц, живые существа взлетают в небо и погружаются в объекты Прибежища.
Объекты Прибежища последовательно с окраин, растворяясь в свет, собираются в центре и погружаются в тело Коренного Учителя.
Учитель превращается в тигле (каплю света) и через макушку погружается в наше сердце. Наше сознание становится неразделимым и не имеющим никаких отличий с сознанием и сущностью Учителя и объектов Древа Прибежища.
Нами обретается состояние ума, не имеющее никаких ограничений и цепляний за внешние объекты. Мы достигаем так называемого естественного состояния, обладающего по своей природе Защитой и Абсолютным Знанием о методах Освобождения живых существ.
Затем, подобно Просветлённым, приобретённую от выполненной практики добродетель лучами света во всех десяти направлениях посвящаем живым существам ради реализации ими состояния Освобождения.

Читаем строки «Посвящения заслуг»

Добродетели все свои тела, речи и ума
Посвящаю всем живым существам трёх миров
Очистив все омрачённости прошлого, настоящего и будущего
Пусть все немедленно обретут Три Тела Будды.

Примечания: Если не получается визуализировать всё Древо Прибежища, как это описано выше, то можно визуализировать одного Коренного Учителя в образе Всеблагого Тапихрицы или Будды Шенлха Одкар. Данный образ объединяет в себе качества: всех Просветлённых, Свастикасаттв, Идамов, Защитников, Дакинь и обладает сущностью всех объектов Древа Прибежища.

2. Простирания

Традиционно простирания выполняются вместе с начитыванием молитвы Прибежища. Т.е. мы выполняем практику Прибежища и на каждую зачитываемую молитву выполняем одно простирание. Таким образом, 100 тыс. молитв Прибежища сопровождаются 100 тыс. простираний.

Техника выполнения простираний

  1. Ноги вместе;
  2. Руки в мудре «Драгоценности, исполняющей желания»;
  3. Касаемся руками макушки – омрачённости тела очищаются;
  4. Касаемся руками горла – омрачённости речи очищаются;
  5. Касаемся руками груди – омрачённости ума очищаются;
  6. Размыкаем ладони, опираемся ладонями на землю;
  7. Встаём на колени;
  8. Ложимся лицом вниз;
  9. Вытягиваем руки вперёд;
  10. Передвигаем бусину на чётках;
  11. Возвращаемся в исходную позицию.

Допускается вместо простираний выполнение поклонов, в этом случае техника будет следующая

  1. Ноги вместе;
  2. Руки в мудре «Драгоценности, исполняющей желания»;
  3. Касаемся руками макушки – омрачённости тела очищаются;
  4. Касаемся руками горла – омрачённости речи очищаются;
  5. Касаемся руками груди – омрачённости ума очищаются;
  6. Размыкаем ладони, опираемся ладонями на землю;
  7. Встаём на колени;
  8. Лбом касаемся земли;
  9. Приподнимаем голову;
  10. Передвигаем бусину на чётках;
  11. Возвращаемся в исходную позицию.

Как использовать чётки

Вариант первый: мы постоянно держим чётки в левой руке и на каждое простирание или поклон передвигаем одну бусину.

Вариант второй: мы кладём чётки прямо перед собой на таком расстоянии, чтобы можно было до них свободно достать в позиции лёжа с вытянутыми руками. В этом случае при каждом простирании чётки остаются лежать на земле, а мы просто передвигаем бусины, дотянувшись до чёток в позиции лёжа с вытянутыми руками. Если мы выполняем поклоны, а не простирания, то кладём чётки прямо перед собой недалеко от места касания лбом земли. Чётки остаются лежать на земле, а мы передвигаем бусину после каждого поклона.

Подготовка материалов и перевод с тибетского: Александр Хосмо

#хосмо

Подробное описание Древа Прибежища Учения Бон