Автор: Геше Тэнзин Гелек
Твое Тело, что возникло из двух накоплений — заслуги и мудрости — словно снежная гора в объятиях сотни солнц, ты — сияние величественности, что изливает на все десять сторон свет, присущий характеристикам и признакам Просветленного.
Твои мелодичная речь Брахмы, неиссякаемого красноречия, увлекает учеников, сообразно их разумению, разъясняя им смысл внешних, внутренних и тайных 84-х тысяч учений Просветленного.
Ты могущественный держатель сокровищ и многоцветного совершенного знания и улыбающегося лотоса сострадания — цветка осознавания и ясности, что полностью раскрылся посреди сада, где струятся тысячи лучей света знания и любви, глубины и сияния.
Тебе, повернувшему тысячу спиц колеса Бона — безупречных писания и постижения — в трех слоях Вселенной, я благоговейно смыкаю десять пальцев рук лепестками лотоса у сердца и тремя вратами — телом, речью и умом выражаю почтение.
Поприветствовав так вначале Шенраба возвышенными словами, приступаем собственно к теме. Наше пространство — скопления миров, красота которых отмечена деревом Джамбубрикша, изобилует огромным количеством разных категорий наук и традиций. Из всего разнообразия учений, содержащих величие и достоинства двух наших систем — религиозной и светской, данная незапятнанная традиция — учение Победоносного Шена — с самых древних времен была распространена и процветала в нашей заснеженной стране, и соединяла в один организм Дхарму и светскую науку, которой способствовала плеяда царей божественных Ценпо, увеличивавших области распространения четырех превосходных совершенств (phun tshogs sde bzhi): 1) распространение Учения о Просветлении, 2) благосостояние, 3) наслаждение пяти органов чувств, 4) обретение Освобождения за счет практики Бон, и которые ценили это учение как свою жизнь. Это чистейшее золото — Учение Жрецов, оказалось величайшей сокровищницей нашего исторического подлинного наследия, самым непосредственным образом, связанным со всей тибетской традицией — религиозной и светской. Последнее время из тайников многих непредвзятых ученых появилось с десяток научных исторических трактатов, которые, однако, мы не сможем обсудить подробно. Поэтому я, хоть и не из собственного опыта, но, взяв за основу совершенные писания, и по мере своих возможностей, ограничусь лишь объяснением возникновения Мира, как внешнего вместилища.
Мой ум — слабые несущие крылья — напрягаю со всей силой,
Но трудно пролететь по небу видимой Вселенной до конца.
Поэтому, полагаясь на крылья Гаруды, охватывающих весь смысл трактатов предшествующих Пандитов и Сиддхов,
Я, однако, попробую схематично описать свои предположения.