Оккультная хронология согласно Тантрам Бонпо

Ваджраната — Джон Рэйнольдс
(Из Бюллетеня Бонпо II)

Согласно пророчествам, в течение Бхадракальпа или «благоприятного эона», на Земле появятся 1002 Будды. Тонпа Шераб был восьмым из числа Будд, явившихся в Центральной Азии в древние времена.
В начале Кальпы, в веке, называемом Сатья Юга (rdzogs-ldan), когда человеческие существа достигали возраста 100 000 лет, явился Будда, известный как Тонпа Нангва Рангджунг Тугдже (ston-pa snang-ba rang-byung thugs-rje). Он был первым в этом цикле.
Во втором веке, Трета Юге (gsum-ldan), когда человеческие существа жили по 80 000 лет, явился Будда, известный как Тонпа Легпар Цадмед Тугдже (ston-pa legs-par tshad-med thugs-rge).
Когда человеческие существа жили по 20 000 лет, явился Будда, известный как Тонпа Тамчад Кьензиг (ston-pa thams-chad mkhyen-gzigs).
Когда человеческие существа жили по 10 000 лет, явился Будда, известный как Тонпа Тригьял Кугпа (ston-pa khri-rgyal khug-pa).
А когда человеческие существа жили до 1000 лет, явился Будда, известный как Тонпа Тогьял Йекхьен (ston-pa gto-rgyal ye-mkhyen).
Таким образом в этом третьем веке были явлены четыре Будды.
Теперь же, в последнем веке, в этой эре упадка, называемой Кали Юга, когда человеческие существа едва доживают до 100 лет, явился Будда, известный как Тонпа Шенраб Миво (ston-pa gshen-rab mi-bo). И в этом же веке, в будущем, явится Будда, известный как Тонпа Тангма Медрон (ston-pa than-ma me-sgron).

Имена всех 1002 Будд Бхадракальпы (bskal bzang) можно найти в ритуале kLong-rgyas, который проводится во время каждой похоронной церемонии Бонпо

Господь Тонпа Шенраб явился на Земле, когда продолжительность человеческой жизни уменьшилась до каких-нибудь 100 лет. В его предыдущей жизни он был один из трёх братьев, рождённых в небесном мире среди звёзд.
Старший брат, Дагпа (dag-pa, чистота) был первым среди братьев, кто сошёл на землю и воплотился среди человеческих существ как Будда прошлого века Тогьял Йекхьен. Средний брат Салва (gsal-ba, ясность) воплотился среди людей как Будда настоящего века, Тонпа Шенраб.
Самый младший брат, Шепа, (shes-pa, знание), станет Буддой будущего Тангма Медроном, также известным как Майтрейя.

Когда, в своём предыдущем существовании в звёздном мире Сидпа Йесанг (srid-pa ye-sang), Тонпа Шенраб был принцем этой звёздной расы, и как Чимед Цунгпхуд (‘chi-med gtsug-phud) он открыл учения Тантры и Дзогчен мудрецу Сангва Дупа (sang-ba ‘dus-pa, санскр. Гухьясамаджа), который позднее воплотился на земле среди человечества в Северной Индии как принц Сиддхартха Гаутама рода Шакья, и который впоследствии стал известен как Шакьямуни Будда.

Сойдя с небес на землю, Тонпа Шенраб был рождён среди Му-шен (dmu-gshen), расы небесного происхождения, представители которой сочетались браком с человеческими существами и стали родоначальником различных династий королей в Центральной Азии.

Тонпа Шенраб был рождён в стране Олмо Лунг-ринг, также известной как Шамбала, в городе Янгпачан. Шамбала была расположена в Центральной Азии или Тазиг (stag-gzig), которая расположена к северу от современного Тибета. Именно из Тазиг в доисторические времена учение Бон сперва пришло в Жанг-жунг, страну, окружающую гору Кайлас, и затем в Тибет, Индию и Китай. Согласно традиционной хронологии, Тонпа Шенраб родился примерно 18 000 лет назад в 16016 году до н.э. Он прожил на земле примерно 8200 лет и ушел в Нирвану в 7816 г. до н.э.

Согласно той же хронологии, первый король Центрального Тибета, Ньятри Цанпо (gnya’-khri btsan-po) родился в 1136 г. до н.э. В это время короли династии Джьяручан (by-ru-can), «люди рогатой птицы или гаруды», правили страной Жанг-жунг в древней столице Кьюн-лунг, «долине гаруды». В 1076 г. Мастер Мудрости Манджушри, известный в традиции Бонпо как Маве Сенге (smra-ba’i seng-ge), учил астрологии и геомантии в священных горах Ву Тай Шан в Северном Китае. В 1074 г. до н.э. родился Мутри Цанпо (mu-khri btsan-po), второй король Тибета.
Учение Бон было впервые введено в Тибете во времена правления его отца, Ньятри Цанпо, который, согласно традиции, сошёл с небес. Позднее буддистская традиция представила это так, что он пришёл через Гималайи из Индии и принадлежал к роду Шакьямуни. Тем не менее, этот король получил учение цикла Тантр Чипунг (spyi-spungs skor), которое было дано Сангва Дупой в Тазиг. Практикуя эти Тантры со своим консортом, король достиг освобождения.

В 960 г. до н.э. в Северной Индии (современный Непал) родился Будда Шакьямуни, воплощение мудреца Сагва Дупа (Гухьясамаджа), и в 926 г. до н.э. он впервые повернул Колесо Дхармы в Оленьем Парке возле Варанаси.
Принц Жанг-жунга Дранпа Намкха (dran-pa nam-mkha) родился в 914 г. до н.э. в Кьюн-лунге в Жанг-жунг. Он является источником многих учений и комментариев, найденных в традиции Бонпо и был величайшим мастером Дзогчен своего времени. Его не следует путать с тибетским Дранпа Намкха, который жил в восьмом веке нашей эры и который стал
учеником Гуру Падмасамбхавы. Этот последний Дранпа Намкха был одновременно буддистом и бонпо.
В 888 г.до н.э у принца Жанг-жунг родились два сына-близнеца, Цеванг Ригдзин (tshe-dbang rig-‘dzin) и Падма Тонгдрол (padma mthong-grol). Последний явился вУддияне и в Индии как великий Тантрический мастер Падмасамбхава, в соответствии с описаниями, найденными в Rig’dzin ‘dus-pa. В 880 г. до н.э.
Будда Шакьямуни отправился в страну Шамбалу и впоследствии открыл Калачакра Тантру в великой Ступе Дхьякатаки в Южной Индии. В тот же год он явил свою Паринирвану. В 876 г. до н.э. внутри цветка лотоса в озере Дханакоша в стране Уддияне королем Индрабодхи был найден Падмасамбхава.

Затем в 683. г. до н.э. седьмой король Тибета, Дригум Цанпо (gri-gum btsan-po) положил начало преследованиям Бон, изгнав всех практиков Бонпо из своего королевства, опасаясь, что они станут слишком могущественными и будут угрожать его правлению. Встретившись в тайной пещере в Западном Тибете, по настоянию Принца Дранпа Намкхи, бонпо решили
спрятать свои книги как Терма или тайные сокровища в различных местах в Тибете. Многие из этих текстов Терма были вновь открыты гораздо позднее, большей частью в десятом и одиннадцатом столетиях нашей эры.
В 680 г. до н.э. злой король Дригум Цанпо был убит своим министром Ло-нгам, который обманом заставил его перерезать свой dmu-thag. Этот dmu-thag представляет собой сияющий шнур радужного света, который своим нижним концом был прикреплён к макушке короля, а верхним концом уходил в небеса. Каждый король древности из расы Му-шен обладал таким проводником из радужного света, который напрямую соединял его с его небесной родиной среди звёзд. В момент смерти каждого из королей его физическое тело растворялось в чистой лучистой энергии, и его сознание в виде света возвращалось по радужному пути в мир небесного происхождения его расы. Однако теперь dmu-thag Дригума был отрезан, и он не мог вернуться на небеса. Поэтому его труп остался на земле. С того времени короли Тибета нуждались в гробницах для своих тел и в погребальных церемониях, таких как ‘dur, с тем, чтобы умиротворить свой беспокойный дух перед тем, как вступить в следующее перерождение.

В 667 г. до н.э. Принц Пуде Гунгьял (spu-lde gung-rgyal), сын убитого короля Дригума Цанпо, сверг Ло-нгама и захватил трон. поскольку в стране не нашлось никого, кто знал, как выполнить погребальный ритуал для его умершего отца, он пригласил для этого знатоков Бонпо из Жанг-жунг, Друша (Гилджит) и Каче (Кашмир). Это привело к восстановлению Бон в Тибете, и покровительству королями линии Ярлунг Центрального Тибета. В 552 г. до н.э. мастер Бонпо Ньячен Лишу Таг-ринг (snya-chen li-shu stag-ring) пришел в Тибет из Тазиг, принеся с собой около десяти тысяч текстов Бон.

Переходя к нашей эре, в 254 г. родился Тибетский король Лхатотори. Он был первым, кто имел непосредственный контакт с Индийским Буддизмом, но он не понимал буддистских текстов, которые принесли в Тибет странствующие монахи из Хотана.
В 569 г. родился Сонгцан Ганпо (srong-btsan sgam-po), первый буддистский король Тибета. Его отец, Намри Цанпо (gnam-ri btsan-po) установил гегемонию династии Ярлунг, создав таким образом основание Тибетской империи. До этого Тибет подчинялся королевству Жанг-жунг, расположенному в Западном Тибете, где в то время правила династия Лигмингья (lig-mi-rgya). Обманом Сонгцан Гампо подстроил убийство короля Жанг-жунг где-то к востоку горы Кайлас. Женившись на буддистской принцессе из Китая и Непала, этот король построил первые храмы индийского буддизма в Расе, впоследствии известной как Лхаса. Но только лишь в следующем столетии, в 738 г. тибетский корольТисонг Децан (khti-srong
lde’u-btsan) основал первый индо-буддистский монастырь в Тибете в Самье и пригласил ученого-монаха Шантиракшиту и тантрического мастера Падмасамбхаву в Тибет из Индии. Вняв неправедным советам, король положил начало второй волне преследований учения Бон в Тибете. Третья волна преследований пришла с Красной Армией, последовавшей за китайским вторжением и покорением Тибета в этом (20-м, прим. пер.) столетии. Снова, вследствие обмана, последний король Жанг-жунг, также по имени Лигмингья, был убит в засаде на пути из своего замка на озере Данг-ра в Западном Тибете на восток. Однако, по настоянию овдовевшей королевы Жанг-жунг, мастер Дзогчен Гьерпунг Нангжер Лодпо (gyer-spungs snang-bzher lod-po) подчинил короля своей магией, и король освободил от объявления вне закона учение Дзогчен, ныне известное как Zhang-zhung snyan-rgyud, «устная традиция из страны Жанг-жунг». По этой причине эти учения Жанг-жунг остаются непрерывной традицией (bka’-ma) с восьмого столетия до наших дней и никогда не были спрятаны как Терма.

Эта частичная хронология извлечена из bsTan rtsis, «Хронология учения Бон», составленной в 1842 Аббатом монастыря Менри в Центральном Тибете, Ньима Тензином (р. 1813).

Перевод на русский: Нади Доброй.

Posted in: