История возникновения астрологии в традиции Бон

Автор: Кхьюнгпо Шераб Лхундруб

Всем тем, кто уже обладает некоторыми знаниями по данной теме, и тем молодым людям со светлыми умами, которые желают постичь содержание астрологических текстов, в качестве основы для их исследования, я хочу сказать несколько слов о том, как происходил рост и развитие нашей особой шангшунго-тибетской астрологической науки, относительно подлинной истории которой пока еще невозможно получить каких-либо точных подтверждений, полагаясь, прежде всего, на спорные вопросы доказательства ее теории. Поэтому, в данной статье, я со всей объективностью постараюсь затронуть лишь некоторые темы по истории возникновения и распространения исходных учений шангшунго-тибетской астрологии и учений, опиравшихся на них.

Проявившись для усмиряемых существ в непостижимом Теле Воплощения, имеющем пять обязательных характеристик, восьмой предводитель существ, обладающий непревзойденной милостью – Победоносный Шенраб – посредством разнообразных деяний дал Учение, усмиряющее существ, так, в тексте «Намгьял» (rNam-rgyal) сказано:

«Пять областей знания вышли из пяти великих потоков (rGyud) Тела Царя Бытия Сангпо Бумтри». Они стали основой Учения о Просветлении.

И дабы охватить своей заботой других, на вершине богов шести леопардов Гунг (gung-drug lha-rtse) Царь Изначального Бытия Сангпо Бумтри (Ye-srid Sangs-po ‘Bum-khri), сев на трон царя птиц, дал учения четырех видов искусств и ремесел.
Дабы, искоренив все возражения, вызванные неведением, ложным пониманием и сомнением относительно Учения, уметь правильным образом обосновать безусловный смысл реальности, в средней сфере богов ясного света (bar-lha ‘od-gsal) Изначально ведающий высочайший царь Драла (Ye-mkhyen sGra-la’i rgyal-po), сев на трон вселенского государя – Великого Гаруды – дал учение трех собраний грамматики и логики. Дабы устранять недуги больных существ и поддерживать жизненные способности тела, Защитнику Благородному Благополучию (mGon-btsun-phyva) Изначальный Государь царь Менла (Ye-rje sMan-bla’i rGyal-po), сев на трон изначально существующей коровы (Ye-yod Ba-mo), дал учения трех собраний врачевания.
Дабы при помощи вычислений указать, что хорошо, а что плохо, и создать покой и счастье в видимой жизни, Изначальный властелин бытия царь божеств земли (Srid-pa Ye-dbang Sa-lha’i rGyal-po), взойдя на трон золотой черепахи, дал учения трех собраний «Знания Внешнего».
Дабы при помощи искусных средств обуздать всех препятствующих духов и обрести в собственном потоке жизни высочайшие и обычные достижения, в чистой высочайшей стране (‘Og-min) Изначально просветленный могучий царь магической силы (Ye-sangs mThu-rGyal) во всем своем величии на победоносном троне Морского чудовища, исполняющего желания, дал учения трех разделов «Знания Внутреннего».

В «Сутре оставленного в наследство Учения» сказано

«Ремесла, грамматика, врачевание,
И два знания – внешнего и внутреннего – вот пять областей знания».

В «Тантре изначального владыки божеств вод» сказано

«Если не ведать этих великих областей знания,
То будь ты хоть Сыном Победоносного – ты далек от Всеведения.
Располагая ими, осуществляешь великие блага большинства обычных людей.
Камни, дерево и прочие материалы у человека, обладающего искусством ремесел,
Претворяются в образы, воплощаясь в символические замены Благородных и Победителей.
Знаток грамматики и логики, который внимает разнообразным терминам
Посредством знания образов видимого бытия, способен дать определение чего угодно.
Знаток науки о внутреннем, даже мирское человеческое тело
Делает Телом чистого божества.
Знаток науки о внешнем, не смешивая, способен точно указать
Счастье и страдание, хорошее и плохое.
Если знаешь врачевание, то все известное видимое, что возникло,
Служит лекарством, и ты превращаешься в благословенного защитника существ».

В «Коренном собрании Любящей матери» сказано

«Кто на основании пяти областей знания
Умело усмиряет существ,
Тот при помощи искусств и ремесел накапливает запас заслуги,
Решительно искореняет при помощи логики возражения оппонентов,
Укрощает старость, увядание и смерть при помощи астрологических вычислений,
Мучающих бесов одолевает при помощи заклинаний,
Лечит терзаемых болезнями при помощи целебных снадобий.
Полагаясь на эти методы, он побеждает накопленную негативную карму».

На основании данных собраний и предметов учений, изложенных в этих пяти областях знания, учителя и великие практикующие в Китае, Индии, Друша, Кашмире, Удияне, Шангшунге, Тибете и так далее перевели их на свои языки и распространили повсеместно по всем десяти сторонам Джамбудвипы. Однако в данной статье я скажу лишь несколько слов об истоках «Науки о Внешнем» в Шангшунге и Тибете, о том, как распространялась данная наука, и развивалось Учение Бон.
В исторических текстах сказано, что Совершенный Просветленный – украшение короны богов, людей, и всех трех миров, Благословение всех существ – подробно изложил у подножия Совершенной Царь Горы Меру: «Черный Бум (собрание текстов) ритуалов То видимой Вселенной» (sNang-srid-kyi gTo-‘bum nag-po), «Разноцветный Бум всех драгоценных собраний» (Rin-chen-gyi Kun-‘bum khra-bo) и «Белый Бум великолепия астрологической науки» (gTsug-lag-gi dPal-‘bum dkar-po).
Все эти науки Шенраб вверил Волшебному царю Конгце (Kong-tse ‘Phrul-rgyal) и своему Волшебному сыну Конгца (Kong-tsha ‘Phrul-bu).

Богиня Земли пригласила Шенраба во дворец Царя Савдаков (хозяев земли), и, когда Великий повелитель хозяев земли поднес Учителю золотое колесо с тысячью спиц, украшенное в центре драгоценностями, золотыми солнцем и луной, божества выразили Шенрабу почтение, поклонились и попросили:
«О восхитительный, высочайший и непревзойденный Учитель,
Ты, совершил деяние распространения драгоценного Учения,
Просим, еще раз, дай нам наставления!

Тогда Учитель улыбнулся и сказал:
Хорошо. Ты, Царь, вращающий колесо Вселенной,
Властелин тысячи миров,
И я – драгоценные солнце и луна –
Высочайший светоч, освещающий мир.
Чтобы сосуд и содержимое сошлись вместе,
Время, Учение и другие обстоятельства имеются.
Это мое Учение
Ты, великий владыка, оберегай!

Затем, Богиня Земли обратилась с просьбой:
Чтобы довести до конца это деяние Учителя,
И осуществить наше собственное благо и добродетель,
И чтобы будущие поколения существ очищали свои омрачения,
И чтобы в этом дворце царя хозяев земли
Полностью укрепилось это драгоценное Учение,
Прошу Тебя, пожалуйста, назначь и освяти место
Для строительства неизмеримого дворца.
Его фундамент распланируй ты, Царь хозяев земли,
Стены возведите вы, боги, наги и люди.
Все вы отдавайте все силы этому благому делу
Во имя Учения о Просветлении и
Чтобы очистить собственные омрачения.
А я буду увеличивать ваш срок жизни, благосостояние,
Силу и славу».

Учителю это доставило большую радость, и, подумав, что, после того, как из двенадцати своих деяний Просветленного существа, он закончил деяние по распространению Учения в отведенные для этого годы, теперь, когда наступил год кабана, и Богиня Земли поднесла ему вазу благополучия, а Царь Савдаков поднес ему золотое колесо, поскольку время и обстоятельства сложились весьма удачно, искренне обрадовался этому.

Кроме того, решив, что поскольку корнем, от которого будет зависеть насколько прочной будет жизнь этого драгоценного Учения – является Великий Владыка Хозяин Земли, то если поручить это Учение ему и вверить на попечение, то Учение будет очень стойким и процветающим. К тому же, дабы Учение не пришло в упадок, а было прочным, Шенраб распорядился воздвигнуть могущественный Дворец Колеса Времени. Стены возводили боги, наги и люди. Шесть украшений Учения в мире – Царь искусств Гарма Лишо и другие, прекрасно отделали, в центре каждой из четырех сторон крепостного вала по сто сорок Гьедомов (gyad-‘dom) был возведен дворец-храм под названием «Бараб-Ёнгдул» (Ba-rab yongs-‘dul). И реализовав во всей полноте все искусства богов, полубогов, нагов, гандхарвов, ракшасов, Ситкё (Srid-skos), Ча (Phyva) и др., в центральной части была воздвигнута мандала победоносного – Дворец Колеса Времени; в средней части были расставлены подношения, удовлетворяющие все желания; во внешней части расположились семьдесят могущественных савдаков из свиты Царя Савдаков – это духи хранители Паркха, первоэлементов, магических квадратов Мева, двенадцатилетнего цикла и др.; с наружи воздвигли четыре дворца для четырех Защитников сторон света. В этом великом Дворце Колеса Времени Учитель Шенраб, в возрасте двенадцати жреческих лет (что соответствует возрасту 1200 лет для обычных людей), в день полнолуния, третьего лунного месяца, года Водяной Свиньи, несметному количеству десятков миллионов существ из внешнего, внутреннего, тайного и особо тайного окружения дал Сутру и Тантру исполненного могуществом Колеса Времени в качестве Врат Бона «Сокровищницу высоких вершин» (mThо-thog spyi-rgyud mdzod-kyi Bon-sgo).

Перевод и редакция Центра Юн друн Бон