Появление гор и континентов

Далее, пылинки той же самой выпавшей пыли различных драгоценностей, поднятые вверх под воздействием ветра, стали оседать, образуя большие насыпи, из которых сформировались огромные горы: в центре самая большая — Царь Гора, средние — семь цепей золотых гор, последние — четыре континента, и по краям от них — восемь малых материков.

Приверженцы крайних взглядов говорят, что хотя прежде Мир был пуст, но вследствие наличия частиц, не имеющих частей, Мир возник, когда эти частицы собрались вместе. Некоторые говорят, что Мир возник, за счет того, что ветер принес частицы с другого континента. Другие утверждают, что Мир возник за счет частиц четырех элементов, принесенных ветром из мира формы, и так далее, существует много разных утверждений, поэтому в Сутре «Юндрун-Лонгье» (Широком просторе Свастики) сказано:

«Что касается возникновения, то Мир возник из мельчайших частиц».

«Мелкая частица» — это частица солнечного луча. Одна сорок девятая ее часть является «мельчайшей частицей». Мир строится из совокупности множества таковых частиц, именно так надо это понимать. Однако в разных традициях по-разному говорят о причине Мира, как вместилища, поэтому за деталями об иных утверждениях обращайтесь к другим источникам.

Далее, как и раньше, вследствие долгого дождя, из потоков воды образуется широкий огромный океан с восемью рукавами:

  1. Дзам (‘dzam)
  2. Прохладный
  3. Вкусный
  4. Чистый
  5. Тонкий
  6. Легкий
  7. Безупречный
  8. Приятный для живота и горла

В Сутре «Тхоток» (Верхняя крыша) также называются следующие:

«Прохладный, Легкий и Ласковый (‘jam) — первые три,
Тонкий, Чистый и Тяжелый — еще три,
Безупречно безвредный и Приятный для горла — последние два».

В глубину этот океан достигает восемьдесят тысяч Пакце. В его середине стоит четырехугольная Царь Гора с Вершиной Победы, по форме напоминающая прекрасную ступу (rtse rgyal mchor rten), и имеющая четыре ступени.

Кроме того, состоит эта гора из разных драгоценностей:

  • восточная сторона главным образом состоит из горного хрусталя,
  • северная — из сапфира,
  • западная — из рубина,
  • южная — из ляпис-лазури,
  • а середина состоит главным образом из золота.

Дже Ринпоче говорил: «Среди ученых нет согласия, у каждого своя правда». Так что, касательно размеров этой центральной Царь Горы, я придерживаюсь Сутры «Сокровищница Бытия» (srid pa’i mdzod phugs) — наставлений самого Тонба Шенраба. Царь Гора достигает высоты в сто шестьдесят тысяч (160000) Пакце, причем в глубину под воду океана она уходит на восемьдесят тысяч Пакце, и на восемьдесят тысяч Пакце она выступает над уровнем океана. Выступающая над поверхностью океана часть делится на две по сорок тысяч Пакце: 1) Четыре уровня (по 10000 Пакце каждый) и 2) Вершина Победы (состоящая из четырех террас по 10000 Пакце каждая). В ширину Царь Гора имеет также восемьдесят тысяч Пакце.
В «Сокровищнице Бытия» сказано:

«Царь-гора имеет четыре яруса,
Расстояние между ними — по десять тысяч».

«От края выступ (kha khyer) составляет шестнадцать тысяч,
И растет далее на восемь, четыре и две тысячи».

Таким образом, края верхней (четвертой по счету) террасы Вершины Победы, в каждом из четырех основных направлений выступают за основной ствол (ширина которого составляет 80000 Пакце) Царь Горы на шестнадцать тысяч (16000).

Третья терраса выступает наружу от края верхней террасы на восемь тысяч (8000) Пакце.
Аналогично, вторая терраса от края третьей террасы выступает наружу еще на (4000) Пакце.

А первая (самая нижняя) терраса от края второй террасы, выступает наружу еще на (2000) Пакце. Таким образом, получается, что первая (если считать снизу вверх) терраса выступает за основной ствол Царь Горы на тридцать тысяч (30000) Пакце в каждую из четырех сторон. Вторая терраса от основного ствола выступает на двадцать восемь тысяч (28000), третья — на двадцать четыре тысячи (24000), а четвертая выступает наружу на шестнадцать тысяч (16000). При этом получается, что размеры Царь Горы в поперечнике с востока на запад для каждой из террас, если двигаться снизу вверх, следующие: для первой — сто сорок тысяч (140000) Пакце, для второй — сто тридцать шесть тысяч (136000) Пакце, для третьей — сто двадцать восемь тысяч (128000) Пакце, для четвертой — сто двенадцать тысяч (112000) Пакце.

В «Безупречной» Сутре сказано: «Имеется четырехугольная полость (khong seng)».
Так что в горе имеются полости.

В «Сокровищнице Бытия» сказано:
«На первой ступени Царь Горы обитают Метатели, держащие в руках чаши.
В пустотах (т.е. внутри) первой ступени живет Мурзанг — Царь, поддерживающий Гору.
На второй из ступеней обитают Считающие на четках и Держащие палки.
В пустотах второй ступени живут могущественные Ньен и Хозяева земли — большие рептилии.
На ступени же третьей обитают Вечно наслаждающиеся Кумараца.
В пустотах третьей и четвертой ступеней живут Полубоги, а именно Лагчен-Тук (slag chen sprug).
На четвертой ступени Царь Горы живут Боги четырех родов великих царей».

Итак, на первой, если считать снизу, террасе живет разновидность Якшей (gnod sbyin), держащих в руках драгоценную чашу, наполненную едой исполняющей все желания, и пользующихся ей. В полости этой ступени живет Мурзанг (медный по краю) Царь Нагов, обнимающий и охватывающий Царь Гору.

На второй террасе живут Якши, держащие в руках драгоценные четки. Когда они сражаются с Полубогами, то берут в руку посох (ber kha), и садятся на шею великолепной драконихи, стоит им сделать лишь круг посохом над головой, как ветер нагоняет тучи, и тогда они управляют молниями и градом, поэтому их также называют Якшами, держащими железные посохи. В пустотах этой ступени живет разновидность Савдаков (хозяев местности) и могущественных Ньен (насылающих болезни), а именно ползающие на брюхе с телом змеи и головой лягушки.

На третьей террасе живут так называемые «Вечно наслаждающиеся Кумараца», имеющие человеческие тела и лошадиные головы, в пищу употребляющие мед, а в качестве одежды носящие шелк-сырец (srin bal). В пустотах третьей и четвертой ступеней живет Царь Полубогов Танзан-Ринкье (Долго росший на доброй равнине) Лагчен-Тук (Сотрясающий большой овечий тулуп). Он также богат и живет также долго, как Боги, в сражениях он подобен Ракшасам, когда он бьется с Богами, то прикрепляет к своему овечьему тулупу, служащему ему доспехами, драгоценность, исполняющую желания. Когда он потряхивает своим тулупом, драгоценность начинает звенеть, отчего появляются войска, оружие, доспехи и прочее, потому его и называют «Сотрясающим овечий тулуп».

На четвертой террасе живут Боги четырех родов великих царей:

  • на восточном выступе — Великий царь покоритель духов, питающихся запахами,
  • на северном — покоритель Якшей,
  • на западном — покоритель могучих Нагов,
  • на южном — Царь, покоривший Шиндже (Владыку умерших), все его министры и подданные.

В некоторых тайных тантрических текстах сказано, что: на восточной стороне находится Великий царь — защитник окрестностей, на севере — Кубера, на западе — Добрые очи, на юге — Бонский Арья, — все вместе со своими министрами, царицами и свитами.

Вокруг Царь Горы возникают семь хребтов золотых гор в форме квадратов, они следующие:

  1. Держащий ярмо,
  2. Держащий плуг,
  3. Золотой цвет,
  4. Прекрасный на взгляд,
  5. Держащий конские уши,
  6. Преклонение,
  7. Служащий крайним рубежом.

В «Сокровищнице Бытия» сказано:
«Высота каждого следующего из семи горных хребтов уменьшается на половину».

В сокращенной версии «Истории Учения Бон» сказано:
«Вершина каждой внешней горы доходит до половины внутренней».

Таким образом, высота семи хребтов золотых гор следующая:

  1. Держащий ярмо = 40000
  2. Держащий плуг = 20000
  3. Золотой цвет = 10000
  4. Прекрасный на взгляд = 5000
  5. Держащий конские уши = 2500
  6. Преклонение = 1250
  7. Служащий крайним рубежом = 625

Ширина горных хребтов определяется обратно пропорционально высоте над уровнем океана. В трактате по астрологии «Небесная Сокровищница» сказано:

«Умножая высоту каждой горы над уровнем воды, соответственно, на
Удачу 8* , руки-глаза 22, небо-силу 50, время-направление 106,
Условие-глаза 218, глаз-озеро-секцию 442,
И на пустоту-сокровище-богов 890, получаем протяженность стороны каждого хребта».

(Примечание)* В тексте «Сокровищница Бытия» принято цифры обозначать словами, причем порядок слов противоположен порядку цифр в числе. Так, например, время — означает шесть (по количеству сезонов в году), а направление — означает десять (по количеству сторон света), поэтому комбинация время-направление означает число 106.

Таким образом, размеры каждой из сторон семи горных хребтов следующие:

  1. Держащий ярмо = 320000
  2. Держащий плуг = 440000
  3. Золотой цвет = 500000
  4. Прекрасный на взгляд = 530000
  5. Держащий конские уши = 545000
  6. Преклонение = 552500
  7. Служащий крайним рубежом = 556250

В промежутках между хребтами находится семь морей (rol mtsho):

  1. Море высочайшего блаженства,
  2. Море ярма,
  3. Море высокой стрелы,
  4. Прекрасное море,
  5. Море сладких звуков,
  6. Море преданности,
  7. Море крайнего рубежа.

Кроме того, сказано:
«Первое море — Высочайшее море, поскольку лежит у подножия Высочайшей Царь Горы,
второе море — Море ярма, поскольку лежит у подножия хребта Держащего ярмо,
третье море — Море высокой стрелы, поскольку лежит у подножия Стрелы плуга,
четвертое море — Прекрасное море, поскольку лежит у подножия Прекрасного на взгляд, пятое море — Море сладких звуков, поскольку лежит у Держащего конские уши,
шестое море — Преданное море, поскольку лежит у подножия хребта Преклонения,
седьмое море — Море крайнего рубежа, поскольку лежит у подножия Крайнего рубежа».

В «Сокровищнице Бытия» сказано:
«Первое — в восемьдесят тысяч —
Таково внутреннее море.
Остальные моря, каждое в половину меньше предыдущего».

Таким образом, поскольку расстояние от Совершенной Горы до хребта Имеющего ярмо — восемьдесят тысяч Пакце, то такова ширина между ближайшими берегами внутреннего моря — Высочайшего моря. Ширина второго — Моря ярма — и остальных морей, соответственно, следующая: сорок тысяч, двадцать тысяч, десять тысяч, пять тысяч, две тысячи пятьсот и тысяча двести пятьдесят. Причем получается, что ширина моря такая же, как высота того золотого горного хребта, у подножия которого оно лежит, как показано выше.

В краткой версии «Истории Учения Бон» сказано:

«И еще, ширину каждого моря умножаем, начиная с внутреннего, соответственно, на вершину (3), гневного (10), победителя (24), руку-силу (52), нага-направление (108), пространство-руку-глаз (220) и озеро-воду-секцию (444). Полученное число показывает расстояние между дальними берегами».

Таким образом, расстояние в Пакце между берегами моря по каждому из четырех направлений сторон света, следующее:

  1. двести сорок тысяч,
  2. четыреста тысяч,
  3. четыреста восемьдесят тысяч,
  4. пятьсот двадцать тысяч,
  5. пятьсот сорок тысяч,
  6. пятьсот пятьдесят тысяч,
  7. пятьсот пятьдесят пять тысяч.

Снаружи от последнего из семи золотых хребтов — Служащего крайним рубежом — и до кольца железных гор образуется Великий Соленый океан. Некоторые его называют Внешним океаном. Его ширина между ближайшими берегами составляет триста двадцать три тысячи двести восемьдесят восемь Пакце.

Глубина всех морей равняется восьмидесяти тысячам Пакце. Мы объяснили эти расстояния для одного направления от Совершенной Царь Горы и до края Земли. Остальные три направления аналогичны.